Основные ошибки взыскания дебиторской задолженности

Неэффективная работа с дебиторской задолженностью создает множество проблем для организации: трудности с выполнением обязательств перед контрагентами, работниками и бюджетом, отсутствие денежных средств для развития бизнеса, а в крайних случаях это может послужить причиной банкротства.

Дебиторскую задолженность по договорам реализации товара, выполнения работ или оказания услуг условно можно подразделить на:

- нормальную – это задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю;

- просроченную - за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок.

Мы выделили шесть основных ошибок, которые ведут к образованию просроченной задолженности и последующей невозможности ее взыскания:

  1. Отсутствие мер направленных на профилактику возникновения просроченной задолженности.

К таким мерам можно отнести:

- тщательную проверку контрагентов (анализ бухгалтерского баланса за последние годы, наличие судебных разбирательств, деловая репутация контрагента и т.д.);

- грамотно составленные договоры (возможность переуступки права требования; ответственность за нарушение договора и т.д.);

- систему напоминания контрагентам о своевременной оплате;

- обеспечение исполнения обязательств по договору (залог, поручительство, банковская гарантия) и т.д.

2. Отсутствие мониторинга дебиторской задолженности.

Для того, чтобы контроль за задолженностью осуществлялся постоянно, можно взять в штат сотрудника для этих целей.

Такой подход позволит:

- принимать меры «по горячим следам», что увеличивает шансы на возврат денег;

- не пропустить срок исковой давности (по общему правилу 3 года).

В небольших компаниях данные функции могут совмещать другие сотрудники. Однако не стоит поручать сбор дебиторки менеджерам по продажам, так как задачи и данных сотрудников диаметрально противоположны.

3. Ошибки при заключении договора цессии.

Заключение договора цессии (продажа долга) является более быстрым и наименее трудозатратным способом вернуть деньги по сравнению с судебным взысканием. При этом долг продают за меньшую цену, чем сумма задолженности. Важно установить адекватную стоимость, а также помнить, что заключение такого договора возможно при отсутствии прямого запрета в договоре с вашим должником.

4. Несоблюдение претензионного порядка. Халатное отношение к составлению претензии.

Претензионный порядок является обязательной мерой досудебного урегулирования.

Грамотно составленная претензия, повышает шансы получения денег до суда, а также позволят подготовится к самому судебному разбирательству.

При подготовке претензионного требования проверьте не только наличие необходимых документов, но и факт их подписания и заверения печатями. В противном случае, необходимо принять меры на получение подписей, печатей и недостающих документов. В суде это может сыграть решающую роль.

Претензия направляется должнику заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложения.

5. Ошибки на стадии судебного разбирательства.

5.1. Ошибки при составлении искового заявления и неполный пакет документов. Грамотно составленное исковое заявление, является залогом того, что суд удовлетворит требования кредитора в полном объёме в короткие сроки. Если претензия была составлена грамотно, ее можно взять как основу для искового заявления.

5.2. Несвоевременное привлечение третьих лиц.

С момента привлечения третьего лица, рассмотрение иска производится с самого начала, что может существенно увеличить срок рассмотрения дела.

5.3. Отсутствие обеспечительных мер.

Чтобы избежать проблем с получением денежных средств после решения суда, можно ходатайствовать перед судом о применении обеспечительных мер согласно ст. 91 АПК РФ. Например, вы можете просить суд наложить арест на денежные средства должника, поступающие на банковский счет, или движимое или недвижимое имущество.

Основание для такого ходатайства - отсутствие возможности исполнить решением суда, в случае непринятия мер. Например, должник реализует имущество или обременяет его правами третьих лиц.

6. Ошибки при взыскании долга по исполнительному листу.

Получить на руки исполнительный лист, не значит получить деньги. Не контролировать процесс взыскания денежных средств, является ключевой и зачастую фатальной ошибкой.

Взыскать задолженность с должника можно через службу судебных приставов или самостоятельно предъявив исполнительный лист в банк.

Самостоятельное взыскание долга может сэкономить время, если на расчетном счете должника есть деньги, то они поступят к вам в течении 10 дней. Проблемой может стать отсутствие сведений об актуальных счетах должника. Однако есть много источников, где можно получить эту информацию.

Взыскание через службу судебных приставов не такое оперативное. Для того чтобы ускорить процедуру взыскания долга по исполнительному листу необходимо постоянно контролировать ход исполнительного производства. Бездействие пристава можно обжаловать в вышестоящей инстанции или суде.

Если исполнительное производство было завершено по причине отсутствия имущества для взыскания долга, то подать заявление можно сколько угодно раз в течении 3 лет.

В случае если во время исполнительного производства выяснилось, что счета компании заблокированы и имущество отсутствует, то лучшим вариантом будет инициирование процедуры банкротства.

Вывод

Внимательное отношение к дебиторской задолженности и грамотная стратегия по ее взысканию позволят сократить размер просроченной задолженности и добиться максимального возвращения денежных средств.


Вам понравилась эта статья?